Грицай Алексей Михайлович

Грицай Алексей Михайлович

(1914–1998)

Родился в Санкт-Петербурге. Учился в Ленинграде в студии С.М. Зейденберга, в 1932–1939 гг. — в Академии художеств у И.И. Бродского и В.Н. Яковлева. 


Основные работы: «Вручение Государственного акта на пользование землёй» (1939), «Электропечи» (1947), «В Жигулях. Бурный день» (1948–1950), «Над Волгой» (1950–1952), «Вечером» (1954), «Подснежники. Осинник» (1957), «Первая зелень. Стадо» (1957), «Туман. Телята» (1962), «Пора весны» (1959–1965), «Чёрная вода» (1967), «Ледоход» (1984–1985). В последние годы писал преимущественно пейзажи Подмосковья. Награждён Сталинской премией третьей степени (1951) за пейзаж «В Жигулях. Бурный день» (1948–1950), Сталинской премией третьей степени (1952) за картину «Заседание Президиума Академии наук СССР» и за серию портретов советских учёных, бронзовой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе (1958) за картину «Подснежники. Осинник» (1957). Отмечен Государственной премией СССР (1978) за цикл пейзажей «Весенний день на Оке», «Май. Весеннее тепло», «Весенние сумерки. Овраг», «Майский вечер», «Весенняя лунная ночь», «В заросшем парке», Государственной премией РСФСР им. И.Е. Репина (1973) за пейзажи «Апрельский вечер», «Бурный день», «Овраг. Весна», «Подснежники», «Восход луны». Академик АХ СССР (1964, член-корреспондент с 1957), народный художник СССР (1974). 

В Музее землеведения МГУ экспонируются две большие картины, написанные в соавторстве с В.Н. Гавриловым: «Жигули» и «Триангуляционные вышки в Подмосковье».