Мешков В. В.

Родился в Москве. В 1907–1908 гг. учился в художественной школе своего отца В.Н. Мешкова (1867–1946), в которую на итоговые просмотры работ учеников приходили В.И. Суриков, В.М. Васнецов. В 1909–1916 гг. учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К.А. Коровина, С.В. Иванова, А.М. Корина. В период обучения приглашался И.Е. Репиным и В.Е. Маковским участвовать в 39-й, 43-й и 44-й выставках передвижников. Продолжил образование за границей. 

После 1917 г. оставил историческую тему и стал театральным художником. В 1922 г. вошёл в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), написал картины «Вся власть Советам», «Завод». Участвовал в создании панорамы «Штурм Перекопа». После поездки в Крым и на Кавказ (1924–1925) увлёкся пейзажем. В период Великой Отечественной войны совершил несколько поездок на фронт, по результатам которых в 1944 г. создал произведения «После врага», «По следам оккупантов». С середины 1940-х гг. в творчестве художника наметился переход к созданию монументальной пейзажной картины. Наиболее ярко показал себя как певец Урала («Сказ об Урале»), Камы («Камские просторы», «Кама», «Для Сталинских новостроек» — присуждена Сталинская премия), Подмосковья («Ока», «Ранняя весна»), Карелии («Золотая осень в Карелии»). Персональные выставки проходили в Москве (1916, 1941, 1953) и Новосибирске (1929). Народный художник РСФСР (1963). Член-корреспондент Академии художеств СССР. Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951). 

Работы художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее русского искусства в Киеве, в музеях Новокузнецка, Рязани, Сочи, Томска, Феодосии и в частных коллекциях. 

В Музее землеведения находятся пять картин художника: «В Карелии», «Панорама Днепрогэса», а также триптих «Баренцево море» («Затихающий шторм», «Накат у отмелого берега», «Прибой у приглубого берега»). Этот уникальный триптих, исполненный для фриза зала «Деятельность моря», был подсказан художнику одним из создателей проекта Музея землеведения В.П. Кальяновым (1897–1972). Наряду с высоким художественным достоинством это обусловило реальность пейзажа во всех деталях композиции (показ шторма в открытом море в центре, прибоя у приглубых и наката у отмелых берегов на боковинах триптиха).